19 марта 2009
6469

Сегодня правительство рассмотрит новый антикризисный план

В четверг правительство рассмотрит новый антикризисный план в рамках измененных параметров федерального бюджета на 2009 год.

Предполагается, что после публикации проекта этого документа начнется его широкое обсуждение в обществе.

Накануне премьер-министр Владимир Путин заявил, что общий объем антикризисных мер, принимаемых правительством России и с учетом трат Центробанка на поддержание финансовых организаций в стране, достигнет в 2009 году 12 процентов ВВП. Это примерно пять триллионов рублей.

Скорректированный бюджет и новый антикризисный план по-прежнему нацелены на стабилизацию финансовой системы, сохранение на плаву стратегических предприятий, борьбу с безработицей, бедностью и ухудшающимися условиями жизни в регионах.

А "локомотивами", которые вытянут экономику из кризиса, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, станут "образование, здоровье нации и жилой фонд".

Всего в этом году на реализацию антикризных мер из федерального бюджета направят почти 1,5 триллиона рублей. В частности, Пенсионному фонду и внебюджетным фондам достанется 379 миллиардов рублей, на дополнительную поддержку регионов, в том числе и кредиты, в общей сложности 300 миллиардов рублей. 300 миллиардов получит банковская система. Не исключено, что предприятиям, которые входят в список системообразующих, к уже выделенным 300 миллиардам рублей еще добавят денег. При этом, вероятнее всего, прямая поддержка предприятий использоваться не будет. Речь пойдет об увеличении объема государственных гарантий под займы. В целом, расходы на национальную экономику вырастут на 51,5 процента.

Судя по заявлениям высших государственных чиновников, антикризисный пакет будет существенно детализирован и доработан с учетом более 100 новых поручений президента, премьера и антикризисной комиссии правительства. К примеру, нижнюю границу пособия по безработице в 4900 рублей, возможно, поднимут и увяжут с размером зарплаты и готовностью человека овладевать новой профессией. Пенсии проиндексируют за год несколько раз.

Однако, как показало обсуждение на недавнем Совете законодателей, о снижении ставки рефинансирования ЦБ, от которой зависят проценты по кредитам и самочувствие реального сектора экономики, говорить пока не будут из-за высокой инфляции. Не стоит в повестке дня и сокращение НДС, на котором настаивает бизнес. Впрочем, как заметил на Совете законодателей президент Дмитрий Медведев, "критика стратегии и тактики борьбы с кризисом, проводимого антикризисного курса действующей власти допустима".

При этом он потребовал, чтобы кабинет министров предоставил на суд общественности и лично ему отчет с конкретными примерами спасения компаний и производств, включенных в список стратегических. Их 294 плюс около тысячи оборонно-промышленных предприятий.

Антикризисный план на 2009 год поступит в Госдуму одновременно со скорректированным бюджетом. После этого документ должен пройти обсуждение в экспертном сообществе, во всех политических партиях, Общественной палате, в предпринимательских кругах.

Кстати, среди антикризисных предложений, которые уже поступили в правительство, - организация системы разового выполнения общественных работ по строительству, ремонту и сносу ветхого и аварийного жилья, проведению экологических работ, очистке территории. Причем с немедленной оплатой гражданам. Предложено также объявить трехлетний мораторий на повышение любых налогов и освободить от уплаты подоходного налога лиц с доходами ниже прожиточного минимума.

Также предполагается создать антикризисный штаб с чрезвычайными полномочиями, работающий под контролем правительства. Должна быть сформирована команда проектных менеджеров, которая разработает программу вывода страны из кризиса, обосновав необходимость траты каждой копейки из выделяемых ресурсов. И в случае принятия программы она будет полностью отвечать за ее реализацию, обладая необходимой для этого свободой принятия решений. А руководитель штаба должен быть утвержден в ранге первого вице-премьера.

Что касается новых параметров бюджета на 2009 год, то в них почти на триллион рублей сокращены многие статьи расходов, кроме социальных. На них экономить не станут. Это касается финансирования медицины, социальных программ, включая расходы, направленные на исправление демографической ситуации.

Как сообщила глава минздравсоцразвития Татьяна Голикова, в условиях всеобщей жесткой экономии возглавляемому ею министерству удалось отстоять даже некоторое увеличение бюджета здравоохранения и социальной сферы на 2009 год. В частности, предусмотрено дополнительное финансирование федеральных лекарственных программ. Выделены квоты на оказание высокотехнологичной медпомощи, включая и вновь построенные центры. Также обсуждается размер очередной индексации материнского капитала - одного из основных "рычагов" в демографическом пакете.

Выступая вчера на расширенной коллегии Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), Голикова отметила, что ей пришлось пережить "сложные баталии" при согласовании новых параметров социальных статей бюджета с минфином и теперь главная задача министерства и ФМБА - максимально эффективно распорядиться этими средствами после того, как новый бюджет будет утвержден. Единственное, в чем поступился минздравсоцразвития в связи с кризисом, это строительство высокотехнологичных медицинских центров. Всего несколько дней назад был введен в строй Центр сердечно-сосудистой хирургии в Астрахани, в феврале закончилось строительство Центра травматологии и ортопедии в Чебоксарах, а в построенном в прошлом году Центре в Пензе уже проведено около 600 сложных операций на сердце. Новые современные клиники - всего их будет 14 - нужны, но это более 30 млрд рублей расходов. Поэтому строительство "замораживать" не будут, но растянут сроки ввода, сначала закончив строительство там, где монтаж уже идет, и отложив до лучших времен подготовку остальных площадок.

Ирина Невинная, Татьяна Зыкова
комментарий

По мнению экспертов, принимая антикризисные меры, очень важно учесть два аспекта.

Первый - они ни в коем случае не должны подорвать макроэкономическую стабильность, и второе - поддержка со стороны государства главным образом должна быть направлена на человека, а не на компании. К такому выводу пришли вчера участники "круглого стола", на котором обсуждались антикризисные меры, принимаемые в России.

При этом, как отметил ректор Академии народного хозяйства при правительстве Владимир Мау, российская экономика и то, как в нашей стране протекает кризис, отличаются от западной и американской модели.

И поэтому призывы, например, американских властей к другим странам бороться с кризисом, накачивая экономику деньгами, к нашим условиям неприменимы. В России, считает эксперт, должна быть жесткая бюджетная политика. В сегодняшних условиях, поддержал его экс-глава ФСФР Олег Вьюгин, очень важно сохранить для экономики "якорь", а им может быть либо курс национальной валюты, либо инфляция.

Впрочем, по мнению Вьюгина, запланированный минфином при пересчете бюджета-2009 дефицит около 8 процентов ВВП является приемлемым. На его покрытие, напомнил Вьюгин, планируется направить часть средств из Резервного фонда. Но при этом, считает он, важно, чтобы параллельно сокращалось предложение денег со стороны Центрального банка.

Тем не менее должны быть приняты достаточные меры для сохранения, а может быть и повышения финансирования социальных обязательств, - считает Вьюгин. А это прежде всего поддержка безработных. Тратить деньги на их переобучение, а также переселение оставшихся без работы людей лучше, чем поддерживать компании, говорит Вьюгин. Что же касается поддержки предприятий, то она должна быть связана со стратегическими целями: это оборонные предприятия и предприятия инфраструктуры. По мнению старшего преподавателя ГУ - Высшая школа экономики Евгения Надоршина, поддержка большого количества предприятий связана также с риском создания неконкретных условий для всех остальных. А российская экономика и так страдает от недостатка конкуренции, говорит эксперт. К тому же очень важно понять, будет ли пользоваться спросом продукция поддерживаемых предприятий. Или же это принесет им временное облегчение, но все произведенные товары останутся на складе. Господдержку, предлагает Надоршин, лучше направить по другим каналам: это может быть предоставление госгарантий, лизинговые программы. И в любом случае очень полезно, если предприятия будут конкурировать за получение такой поддержки. Что же касается предстоящего "вскрытия" Резервного фонда, то это, по мнению Надоршина, не такая уж и беда. Его средств, подсчитал он, нам может хватить примерно на два года. "Это, - говорит эксперт, - фактически парашют для того, чтобы приземление было мягким. Но, думаю, земли мы достигнем раньше, чем кончится Резервный фонд". То есть за достаточно короткое время вся российская экономика и бизнес должны приспособиться к новым условиям существования.

По мнению Владимира Мау, за счет антикризисных мер можно попытаться также решить и проблемы структурной перестройки российской экономики. По его словам, сейчас перед Россией возникает новый вызов: можем ли мы решить задачу модернизации в условиях кризиса. Еще один важный момент, на который обращает внимание Мау, постепенная реструктуризация банковского сектора. Что, говорит он, потребует "глубокого точного разбирательства с банками". При этом, предупреждают эксперты, очень опасно требовать от банков во что бы то ни стало наращивать кредитование реального сектора и тем более проводить политику "прощения" долгов. В конечном итоге, предупреждают аналитики, это может привести только к тому, что за счет облегчения для нынешних заемщиков усложнятся условия для заемщиков будущих. Из-за высоких рисков невозврата долгов банки будут вынуждены повышать ставки по кредитам.

К тем мерам, которые уже проанонсированы правительством, замечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, "я бы добавил повышение уровня прозрачности принятия решений и контроля". В этом смысле, по мнению эксперта, нам есть что позаимствовать у "плана Обамы", где много внимания уделяется контролю над расходованием антикризисных бюджетных денег. У нас, к сожалению, мало что известно о том, кому и на каких условиях выделяются деньги на поддержку. А ведь это средства налогоплательщиков, напоминает эксперт.

Тем временем

Вчера председатель правления Сбербанка Герман Греф озвучил одну из возможных антикризисных мер, которую, возможно, придется применять к крупным предприятиям-должникам. В качестве конкретного примера он привел ситуацию на ГАЗе, сложившуюся там в связи с тяжелым финансовым положением.

По словам Грефа, Сбербанк пойдет на реструктуризацию задолженности этой компании и готов "убеждать в этом остальных", то есть и ВТБ, и Внешэкономбанк, на которые, с учетом Сбербанка, приходится около 30 процентов долгов ГАЗа. Греф убежден, что сегодня добиваться взыскания всего долга нецелесообразно и неправильно. "Обанкротим мы ГАЗ, предприятие распродадут по частям, потеряют работу 115 тысяч человек. Какой долг мы вернем?" - риторически спросил Греф. По его словам, "если такую позицию занимать, то обанкротится половина экономики страны, передает Прайм-ТАСС.

Елена Кукол

Ирина Невинная, Татьяна Зыкова

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4870 от 19 марта 2009 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован