Эксклюзив
Агратин Евгений Георгиевич
14 февраля 2018
1467

Информационные возможности поисковой базы данных средств массовой информации

Аннотация: В данной статье уделяется внимание базам данных средств массовой информации (СМИ), в частности, их поисковым и информационным возможностям. К наиболее заметным поисковым базам данных относится «СКАН» (https://scan-interfax.ru), аббревиатура которой расшифровывается как «Система комплексного анализа новостей», поэтому именно ее информационные возможности и были рассмотрены в данной работе. Делается вывод, что только совокупность информационных источников по их типам и видам, географическому, тематическому и хронологическому охвату дает возможность в полной мере удовлетворить информационные потребности пользователей. Информационные возможности поисковой базы данных «СКАН» неразрывно связаны с особенностями информационных ресурсов и с интеграцией с другими информаци­онными системами.

Abstract: This article focuses on the databases of the media (mass media), in particular, on their search and information capabilities. The most notable search databases include “SCAN” (https://scan-interfax.ru), the abbreviation of which stands for “System of Сomplex News Analysis”, and therefore its information capabilities were considered in this work. It is concluded that only a set of information sources by their types and kinds, geographic, thematic and chronological coverage makes it possible to fully satisfy the information needs of users. Information capabilities of the search database “SCAN” are inextricably linked with the characteristics of information resources and with the integration with other information systems.

Ключевые слова: информационные ресурсы, информационные возможности, база данных, фонд, поисковая система, комплектование, виды источников, типология источников, СМИ, СКАН, интернет.

Keywords: information resources, information opportunities, database, fund, search system, acquisition, types of sources, typology of sources, mass media, SCAN, Internet.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОИСКОВОЙ БАЗЫ ДАННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Владение информацией и всеми методами, формами и средствами  ее производства, распространения, хранения и использования –  это объективная необходимость для каждого человека, тем более специалиста в области информации, книжного дела. 

Гречихин А.А., книговед [5]  

В настоящее время все большее внимание уделяется базам данных средств массовой информации (СМИ), в частности, их поисковым возможностям и информационным ресурсам, которые приобретают первостепенное значение, являясь движущей силой развития информатизации общества.  К наиболее заметным поисковым базам данных относится «СКАН» (http;//scan-interfax.ru), аббревиатура которой расшифровывается как «Система комплексного анализа новостей», поэтому именно ее информационные возможности и будут рассмотрены в данной работе.  

Основные технологические принципы этой системы в 2007 г. были реализованы сотрудниками Международной информационной группы «Интерфакс» (Interfax Information Services), которая специализируется в создании информационных продуктов и средств коммуникации, служащих для принятия решений в политике и бизнесе.

Среда разработки информационно-поисковой базы данных «СКАН» – Microsoft.NET. Полнотекстовый индекс был разработан на базе Lucene.NET базы каталогов SQL Server, приложения ASP.NET в среде IIS. Что касается морфологии, лингвистики, выделения и индексов объектов, все это является собственной разработкой сотрудников Международной информационной группы «Интерфакс».

Категории пользователей базы данных «СКАН» – это руководство компаний, специалисты в области массовых коммуникаций, PR и информационно-аналитической деятельности, банков и банковского дела, инвестиций, маркетинга и средств массовой информации.

База данных позволяет проводить поиск информации с использованием логических выражений, последовательности слов, указывать степень удаленности слов друг от друга в предложении и многое другое. Результаты поиска можно фильтровать и сортировать, используя дополнительные возможности системы. Поисковый механизм учитывает морфологические особенности русского и английского языков, позволяет выделять объекты, людей и компании и использовать найденные объекты для связи с другими источниками информации. Для удобства работы пользователя система хранит последние  десять поисковых запросов.

База данных обладает дополнительными сервисами, которые позволяют полнее решать информационные потребности пользователей. В частности, в системе предусмотрен рейтинг упоминаний организаций и персон в прессе. Система ежедневно рассчитывает рейтинг, учитывая все изменения в потоке приходящей информации каждые 5-10 минут. Накопленный информационный архив позволяет получить рейтинг на любую дату, в зависимости от глубины архива информационных ресурсов. Данный сервис тесно интегрирован с ядром поискового модуля  и всегда позволяет получить подборку документов по персоне или компании, попавшей в рейтинг.

Еще один дополнительный сервис системы – мониторинг. Этот механизм позволяет пользователю существенно сократить время на выполнение рутинных и ежедневных операций, требующихся при поиске информации в базе данных по заранее определенным и редко меняющимся критериям запроса. БД  позволяет хранить поисковые запросы  в системе, выполнять их по заранее заданному расписанию – с ежедневным и или еженедельным исполнением. Результаты мониторинга пользователь получает на свой почтовый электронный ящик, что дает возможность находиться в курсе интересующих его событий.

Поисковая база данных содержит как бы два уровня информации: первичная, полнотекстовая, непосредственно содержащаяся в системе, и вторичная, создаваемая как результат логической переработки, свертывания, уплотнения первичной. Это выходные данные источника – заголовок его документа и релевантный фрагмент, раскрывающий содержание данного документа. Вторичная информация дает возможность не только ориентироваться во все возрастающем массиве документов («первичной информации»), но и, что особенно важно, принимать на их основе необходимые управленческие решения без обращения к самим источникам.                                        

В современном мире объем информации увеличивается лавинообразно, поэтому в конце ХХ века возникает понятие "информационные ресурсы". Сегодня этот термин достаточно многоплановый, может иметь различные значения и носить порой  дискуссионный, полемический характер. В российском стандарте  дается следующее его определение: документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, депозитариях, музейных хранилищах и т. п.). Ресурсы определяют как запасы, источники чего-либо. Под документами будем подразумевать логически завершенную часть источника с однородной структурой, представляющую собой новость, статью, изображение или какой-либо другой информационный жанр.

Информационные возможности поисковой базы данных «СКАН» неразрывно связаны с теми особенностями информационных ресурсов, которые она содержит. Именно анализ ресурсов и позволит в данной работе раскрыть все многообразие информационных возможностей БД СМИ, под которой будем понимать систему, обеспечивающую реализацию функций сбора, обработки, хранения, поиска, выдачи и распространения информации [1].

 Для всех баз данных СМИ в целом ха­рактерна идентичность формиро­вания фондов по типам и видам источников, их географическому, тематическому и хронологическо­му охвату, по методам сбора, об­работки и хранения источников. Как правило, база данных СМИ содержит в электронном виде полные тексты газетной и журнальной периодики, новости информационных агентств, материалы интернет-изданий, блоги, пресс-релизы, транскрипты передач теле-радиоэфира и его новостной контент, биографии общественных и поли­тических деятелей, краткие справочные сведе­ния о компаниях [2].

В типологической структуре современной прессы особое место принадлежит газетным изданиям, которые широко представлены в поисковой базе данных «СКАН» в электронном виде. Газета определяется как периодическое издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Иногда газета выпускается в течение короткого времени, ограниченного определенным мероприятием, и имеет приложения. Она может быть общественно-политической или специализированной. Общественно-политическая газета систематически освещает вопросы внутренней и внешней политики страны, а также международную жизнь. Специализированная систематически освещает отдельные проблемы общественной жизни, науки, техники, культуры, спорта и других областей деятельности и адресованная определенным категориям читателей. Наиболее значимые издания: «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «Российская газета», «Труд», «Аргументы и факты», «Независимая газета», «Вечерний Екатеринбург», «Новый компаньон» и т.д. К специализированным относятся «Финансовая газета», «Гудок», «Спорт-Экспресс», «Транспорт России», «Фармацевтический вестник», «Нефтяник Западной Сибири», «Военный вестник Юга России», «Кольский никель» и пр.

Существует так называемый специальный выпуск газеты. Это издание, подготовленное выездной или общественной редакцией основной газеты для оперативного доведения необходимой информации до читателя, имеющее текущий и валовый номера, год, дату издания, выходящее в течение ограниченного срока.

По месту выпуска и распространения различают международную, общероссийскую, республиканскую, в том числе автономных областей, краевую, областную, городскую, районную, низовую газеты. Весь этот ряд изданий также широко представлен в поисковой базе данных «СКАН».

Наряду с изданиями, типологические признаки которых позволяют отнести их к строго определенному виду, встречаются такие, которые совмещают характеристики универсально-тематических и специализированных газет. К таким изданиям относятся, например, газеты политических партий и движений, целевое назначение которых определяется задачей создания коммуникации для членов определенной политической организации или определенного политико-идеологического течения. К этой категории изданий относятся, например, «ЛДПР», «Солидарность», «Правда», «Родина», «За возрождение», «Слово», «Завтра» и т.д. Эти издания представлены в БД «СКАН», так как потребность в них определяется кругом пользователей госучреждений, включая исполнительную и законодательную власть.

Здесь же нельзя не упомянуть корпоративные газеты, которые  позволяют доносить без искажений позиции и мнения компании,  сообщать общественности о своих достижениях и планах. Кроме того корпоративные издания являются эффективным инструментом формирования корпоративной культуры. В «СКАН» представлено несколько десятков корпоративных изданий, например: «Бюллетень Счетной палаты РФ», «Вестник Атомпрома», «Вестник Русгидро», «Металлург», "Волга и Дон" и т.д.  

Кроме того, в поисковой базе данных «СКАН» формируется коллекция изданий, относящаяся к журнальной периодике. Журнал определяется как периодическое издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературно-художественные произведения. Журналы могут иметь приложения и делиться на следующие категории: литературно-художественные, общественно-политические, научные, научно-популярные и производственно-практические.

Литературно-художественный журнал содержит произведения художественной литературы, а также публицистические и критические статьи и материалы. Данный вид издания в базе данных «СКАН» представлен в крайне ограниченном количестве в силу низкого спроса на него у пользователей и специализации поисковой системы.

Общественно-политический журнал содержит статьи и материалы актуальной тематики, предназначенные для широкого круга читателей. Этот вид издания пользуется повышенным спросом у пользователей поисковой системы «СКАН», поэтому формированию фонда общественно-политической журнальной периодики уделяется существенное внимание.  К изданиям такого характера относятся журналы «Коммерсантъ Власть»,  «Огонек», «Подмосковье», «РБК», «Российская Федерация сегодня», «Русский репортер», «Forbes»  (русское издание) и т.д.  К этому же ряду, с точки зрения спроса на них, следует  отнести отраслевые и экономические журналы: «Эксперт», «Профиль»,  «Бизнес-журнал», «БУХ.1С», «Экономическое развитие России», «Сибирская нефть»,  «Бизнес Курс», «Коммерсантъ Автопилот», «Эксперт Сибирь» и т.д.

Научный журнал содержит статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также статьи и материалы прикладного характера, предназначенные научным работникам, которые не входят в категорию пользователей базы данных «СКАН». Поэтому этот вид издания практически исключен из коллекции информационного фонда БД «СКАН».  

Столь же низкая потребность в научно-популярном и популярном журнале, где представлены  статьи и материалы об основах наук, о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности, служащий распространению знаний и самообразованию.  

Производственно-практические журналы, материалы которых посвящены технологии, технике, организации производства или практической деятельности и методическим разработкам и предназначенные работникам определенной отрасли,  представлены в базе данных СКАН в ограниченном количестве в силу специфических особенностей этих изданий, не нашедших отклик в информационных потребностях пользователей. К этим журналам можно отнести: «Технологии и средства связи», «Системы безопасности», «Broadcasting. Телевидение и радиовещание».

Нельзя не упомянуть глянцевые журналы, которые являются неотъемлемой частью в  современной жизни общества. На их страницах обсуждают самые разные темы: политику, экономику, культуру, спорт, здоровье, образование, моду, сплетни, секреты семейной жизни и т.д.. В базе данных «СКАН» в силу определенных требований к тематике изданий, глянцевые журналы занимают небольшую нишу: «Большой спорт», «Коммерсантъ Автопилот», «Русский репортер», «Коммерсантъ Weekend» и т.д. 

Заметное место в базе данных «СКАН» занимают продукты информационных агентств, главным образом это новостные ленты, которые представляют собой оперативное информационное сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент и носящее политический, социальный или экономический интерес у аудитории своей свежестью и актуальностью.

В журналистике существует два определения новостей: 1. информация, необходимая людям для принятия решений,  касающихся их жизни; 2. отклонения от естественного хода событий. В первом случае новостью будет, к примеру, принятие нового закона, во втором – всевозможные чрезвычайные и курьезные происшествия. В базе данных «СКАН» представлены новостные ленты федеральных агентств: «ТАСС», «РИА-Новости», «Росбизнесконсалтин», «Прайм», «Росбалт», «Финмаркет»,  «РИА Ореанда», включая новостные продукты региональных информа­ционных агентств: «Агентство политической информации» (Екатеринбург), «Агентство строительных новостей» (Санкт-Петербург), «Забайкальское информационное агентство» (Чита), «Карелинформ» (Петрозаводск) и другие. Особо следует подчеркнуть, что в «СКАН» представлены   информационные продукты агент­ства «Интерфакс» с 1989 года. Новостные события  информационных агентств отражены в таких лентах, как новости внешней политики, стран СНГ и Ближнего Зарубежья, культуры, экологии, религии, спорта, экономики, науки и техники, недвижимости и т.д.

Несколько слов следует сказать о публикации новостей в Интернете. Они присутствуют, в частности,  на корпоративных, рекламных сайтах и в интернет-изданиях.  Новости в них представлен как список заголовков, расположенных друг под другом, – свежие события появляются сверху, а старые отправляются в архив.

Остановимся на интернет-изданиях (собственно сетевые и онлайн-версии традиционных СМИ), спрос на которые у пользователей базы данных «СКАН» столь высок, что при комплектовании «СКАН», делается количественный и качественный  приоритет этой категории источников. Имеет смысл отметить такие интернет-издания, как «BFM.Ru (Москва). Деловые новости», «Cnews.Ru. Новости IT индустрии», «ComNews.ru. Интернет-газета», «INFOX.ru. Новости», «KM.ru. Новости портала», «Kp.ru - Москва. Новости портала», «MidEast.ru. Интернет-газета», «NEWSru.com. Новости портала», «Olligator.ru. Интернет-журнал», «Pro-Gas. Новости и аналитика», «Интерфакс. Interfax.ru. Новости сайта», «Интерфакс. Interfax-russia.ru. Новости, аналитика, эксклюзив, комментарии» и т.д.

Под сетевыми изданиями понимаются сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированные в качестве средств массовой информации в соответствии с Законом о СМИ. Интернет-издание, интернет-СМИ – это веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет. Как и печатные издания, интернет-издания руководствуются принципами журналистики. Однако современные новостные сайты могут принадлежать СМИ, основная деятельность которых находится вне бизнеса в Интернете, или представлять собой самостоятельные интернет-проекты, не связанные с другим бизнесом. Они могут ориентироваться или на читателей отдельной страны, или же на более широкий круг читателей. Многие новостные сайты широко используют технологии экспорта новостей, позволяя другим сайтам использовать свои новостные ленты. Новостные сайты также делятся по географическому признаку на общегосударственные и региональные. По жанрам интернет-издания не отличаются от онлайн-версий традиционных СМИ, однако онлайн-версии традиционных СМИ выпускаются периодически (раз в день, неделю, месяц), а интернет-издания независимо от жанра обновляются по мере появления нового материала. Помимо актуальной информации, на сайтах интернет-изданий имеется архив новостей за несколько месяцев или лет, который, как правило, присутствует в базе данных «СКАН».

Интернет-издание открывает новые возможности. В частности, одной из основных его характеристик выступает оперативность и быстрота обновления информации.  Процесс появления информации в традиционных СМИ по сравнению с интернет-изданиями довольно сложен и требует значительно больше времени. Наряду с постоянно обновляемой информацией, некоторые рубрики остаются статичными. Некоторые издания совмещают в себе все три возможных варианта обновления информации: произвольное, с установленной периодичностью, перманентно. Еще один важный момент, что БД  «СКАН» позволяют размещать текст, звук, графику, видео и анимацию интернет-изданий.

Существует еще один вид интернет-изданий - так называемые «гибриды», сочетающие в себе характеристики традиционных СМИ и черты собственно сетевых изданий. Таким образом, «гибриды» используют преимущества традиционных СМИ и интернет-изданий.  Набирают популярность и агрегаторы интернет-изданий, которые содержат совокупность материалов различных сайтов с указанием первоисточника. Например, к ним относятся «Элитный трейдер (elitetrader.ru)», «БезФормата.Ru Москва (moskva.bezformata.ru)», «YODDA (krasnodar.yodda.ru)», «Rambler.ru (News.rambler.ru)» и т.д.    Как правило, агрегаторы работают в автоматическом режиме. Такой агрегатор имеет систему, благодаря которой он подключается к информационным лентам различных информагентств, электронных изданий и прочих СМИ и с помощью прописанных алгоритмов отбирает самые важные новости по его усмотрению.  В отличие от автоматических  агрегаторов, неавтоматические имеют команду редакторов, отбирающих и публикующих новости вручную.  

Обе категории интернет-изданий – «гибриды» и агрегаторы наличествуют  в БД «СКАН». Агрегаторы размещены в поисковой системе в ограниченном количестве,  тем не менее наносят определенный вред комплектованию базы данных «СКАН», так как создают дублетность источников, что влечет за собой их повторяемость в двоекратном, троекратном и даже в пятикратном количестве.

Как ранее было изложено, наибольшей популярностью у под­писчиков БД «СКАН» пользуют­ся интернет-источники, за ними следуют новости информагентств и, далее в порядке убывания газе­ты, ТВ и радио, жур­налы. И завершают этот рейтинг блоги, востребован­ность к которым, самая низкая.  Однако, в разумных пределах, этот весьма специфический вид информации экспортируется в БД СКАН, например: «Радио Эхо Москвы. Блогеры», «ННОВ.РУ (nnov.org). Блоги компаний», «Блог  spark-interfax (Livejournal.com)», «PlanetaSmi.ru. Блоги», «Complexdoc.ru. Блоги о промышленности», «Owebmoney.info. Блог о платежной системе WebMoney», «IKSMEDIA.RU. Блоги» и т.д.

Блог (англ. «blog», от «web log» – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Людей, ведущих блог, называют блогерами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. В настоящее время особенность блогов заключается не только в структуре записей, но и в простоте добавления новых записей. Пользователь обращается к веб-серверу, прохо­дит процесс идентификации пользователя, после чего он добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер представляет информацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения. Структура коллекции напоминает привычную последовательную структуру дневника или журнала. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными), общественными (открытыми). Личный (персональный, авторский, частный) блог ведётся одним лицом (как правило, его владельцем). Коллективный или социальный блог – группой лиц по правилам, определяемым владельцем и модераторами. Корпоративный блог – сотрудниками одной организации. По содержанию блоги бывают тематическими или общими.  По размещению – сетевыми (на службе блогов) и автономными (на самостоятельной системе управления содержимым и самостоятельном хостинге) [4]. В поисковую систему «СКАН» в режиме реального времени загружается вся изложенная выше разновидность блогов, что отвечает требованиям блогосферы и информационным потребностям пользователей базы данных.

Следующая категория источников, которая широко представлена в БД «СКАН» и пользующаяся повышенным спросом это пресс-релизы - информационное сообщение для прессы, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ [3].  Как правило, содержит официальную позицию организации в виде реакции на тот или иной информационный повод.  Пресс-релиз является главным PR-документом в любой организации. Он позволяет организации информировать СМИ о важных событиях, произошедших в организации и являющихся интересными или необходимыми для освещения их широкой общественности и/или конкретной целевой аудитории. Пресс-релизы распространяются среди журналистов на брифингах и пресс-конференциях, либо рассылаются через средства связи. Пресс-релизы бывают нескольких разновидностей.

Во-первых, пресс-релиз-анонс – информация в таком пресс-релизе сообщает о событии, которое только должно произойти. Вовремя разосланный такой пресс-релиз обеспечит присутствие представителей прессы на событии. Помимо изложения сути предстоящего события в этом пресс-релизе можно дать соответствующую предысторию этого события, которая поможет заинтересовать прессу.

Во-вторых, пресс-релиз-новость (ньюс-релиз) – она несёт в себе информацию об уже свершившемся событии. Здесь можно добавить и краткие комментарии действующих или заинтересованных лиц.

В третьих, так называемый информационный пресс-релиз – он информирует о текущем, ещё не завершённом событии. В этом пресс-релизе даётся только отчёт о текущих изменениях или новом повороте событий, предполагая, что суть этого события уже известна. В БД «СКАН» широко представлена изложенная выше разновидность пресс-релизов: «Forpress.ru. Пресс-релизы», «ForSMI.ru. Пресс-релизы», «PRonline. Пресс-релизы», «Коммерсантъ. Пресс-релизы»,  «Presuha.ru. Пресс-релизы», «Pr-releas.ru. Пресс-релизы», «Финам (finam.ru). Новости компаний», «Интерфакс. Пресс-релизы» и пр.

Транскрипты еще одна разновидность источника, представленного в БД «СКАН».  Это текст в электронном виде, составленный на основе расшифровки теле - или радиосюжета). Мониторинговые компании в режиме онлайн отслеживают теле-и радио программы. Они могут охватывать федеральные телеканалы, кабельные и спутниковые каналы; основные радиостанции, работающие в УКВ и FM диапазоне. Часть основных телерадиопрограмм транскрибируется постоянно и по ним в базе данных может вестись  текстовой поиск по заданной теме с использованием ключевых слов.

База данных «СКАН» располагает большой коллекцией транскриптов телерадиопрограмм. Например, «Коммерсантъ FM» является поставщиком таких полнотекстовых программ в электронном виде как: «Недвижимость с Андреем Воскресенским», «Кино с Даниилом Ротштейном», "Путешествия с Петром Воронковым». Нельзя не отметить транскрипты интервью в эфире Радио «Эхо Москвы» с крупнейшими общественными и политическими лидерами страны.  Кроме этого большинство телерадиоканалов имеет сайты, где размещается их новостной эфир в текстовом электронном виде, который сопровождается соответствующими видеосюжетами.

База данных «СКАН» содержит биографии как важных исторических фигур, так и современников – общественных и политических лидеров. Фактически это база данных персоналий в базе данных «СКАН». Преобладают деятели Российской Федерации. Условно классифицировать персоны можно следующим образом:

– номинальные и фактические руководители государств и стран, в том числе непризнанных, фактически контролирующих территорию, населённую и пригодную для жизни;

– высшее руководство (председатель, генеральный секретарь и т. п.) и особо ответственные чиновники (в ранге специального представителя и т. п.) международных организаций и межгосударственных образований;

–  руководители и члены высших законодательных (парламент, дума, конгресс и т. п.), исполнительных (правительство, совет или кабинет министров и т. п.) и судебных (верховный суд, конституционный суд и т. п.) органов страны;

     – руководители и наиболее активные в публичной деятельности представители достаточно влиятельных политических партий и движений;

– руководители различных ветвей власти административно-территориальных образований высшего уровня;

– главы городов и других муниципальных и административных, а также главы столиц государств и центров административно-территориальных образований высшего уровня;

–   правозащитники, миротворцы и другие лица, в персональном качестве участвующие в важных для жизни региона, страны или мира событиях;

–    спортсмены и ведущие спортивные функционеры (руководители олимпийских комитетов, национальных и международных федераций по видам спорта и т. п.), организаторы наиболее значительных спортивных событий, наиболее выдающиеся спортивные судьи международного уровня;

–  деятели искусства и культуры, шоу-бизнеса (в том числе модельного бизнеса и индустрии моды) и массового искусства (популярного кино, эстрадной музыки, массовой литературы и т. п.), пользующиеся широкой известностью, продюсеры, промоутеры, авторы текстов и музыки для популярных исполнителей и т. п., деятели немассового («высокого», серьёзного, актуального, элитарного) искусства – писатели, переводчики художественной литературы, музыканты, актёры, режиссёры, художники, фотографы, скульпторы и т. д., – пользующиеся устойчивой или противоречиво-скандальной репутацией в своём профессиональном сообществе;

–  ведущие журналисты наиболее влиятельных общенациональных СМИ (например, Первый канал, «Газета.Ru», «Эхо Москвы»), главные редакторы СМИ, обладатели наиболее престижных профессиональных наград,   другие журналисты, профессиональная деятельность которых широко освещалась независимыми авторитетными источниками;

–  деятели науки, техники и образования (члены немногих старейших и авторитетнейших научных сообществ, учёные, занимающие видное положение, ректоры высших учебных заведений, лауреаты Нобелевской премии, известных научных конкурсов, премий в своей области, главные редакторы крупнейших национальных научных периодических изданий, книжных серий и т. п.,

– религиозные деятели (высшие иерархи любой конфессии или деноминации, руководители национальных и региональных структурных единиц высшего уровня, наиболее активные в публичных выступлениях представители церкви, религиозные публицисты и проповедники, значительные религиозные проповедники и мыслители, богословы);

– военные и работники силовых структур (высшие руководители армейских или иных силовых ведомств, руководители крупных структурных или территориальных формирований армейских или иных силовых ведомств, ключевые участники наиболее исторически важных или вызвавших широкий общественный резонанс военных, полицейских и разведывательных операций, наиболее известные военные преступники);

– предприниматели и менеджеры (руководители и контролирующие владельцы крупных компаний, менеджеры высшего звена, члены советов директоров и аналогичных руководящих органов, собственники и владельцы крупных долей собственности системообразующих предприятий и монополистов в крупной отрасли экономики).

     База данных «СКАН» интегрирована с другими информаци­онными системами «Интерфак­са», в частности, с базой данных «СПАРК», которая обеспечивает набор инструментов для сопостав­ления данных и проведения бо­лее глубокого исследования полученной информации, миними­зирует или исключает погрешно­сти анализа и принятия ошибоч­ных решений. Она содержит си­стематизированную и структурированную информацию практи­чески по всем зарегистрирован­ным в России юридическим ли­цам, а также сведения о компани­ях, включает в себя данные, пре­доставляемые Федеральной служ­бой государственной статистики, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по финан­совым рынкам и другими ведомствами. Обе базы данных допол­няют друг друга, являются доно­рами по комплектованию (обме­ну) источников, поэтому создают информационную среду, которая максимально учитывает инфор­мационные потребности пользо­вателей [2].

            В заключение следует отметить, что только совокупность информационных источников по их типам и видам, географическому, тематическому и хронологическому охвату дает возможность в полной мере удовлетворить информационные потребности пользователей. Информационные возможности поисковой базы данных «СКАН» неразрывно связаны с особенностями информационных ресурсов – газетной и журнальной периодикой, новостями информационных агентств, материалами интернет-изданий, блогами, пресс-релизами, транскриптами передач теле-радиоэфира и его новостным контентом, биографиями общественных и поли­тических деятелей, краткими справочными сведе­ниями о компаниях –  и с интеграцией с другими информаци­онными системами.

           

Список литературы:

1.    Агратин Е.Г. Особенности комплектования источников в поисковых базах данных средств массовой информации // Информационные ресурсы России – 2017. – №  3 (157). – С. 16-21.

2.   Агратин Е.Г. Система комплексного анализа новостей // Информационные ресурсы России. - 2007.– № 6 (100). – С. 24-27.

3.   Асланов Т. PR-тексты. Как зацепить читателя. – СПб.: Питер, 2017 – С.176.

4.   Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность / Под ред. Волохонского В. Л., Зайцевой Ю. Е., Соколова М. М. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2006 

5. Гречихин А.А. Общая библиография [Текст]: учебник для вузов / Александр Андреевич Гречихин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУП, 2000. – 588 с.

Агратин Е.Г. Информационные возможности поисковой базы данных средств массовой информации // Информационные ресурсы России – 2018. – №  1 – С. 6-12

 

АГРАТИН Евгений Георгиевич – кандидат филологических наук, начальник отдела информационного обеспечения, ЗАО «Интерфакс»

AGRATIN Evgeniy Georgievich – Candidate of Philology, Head of the Information Support Department, Сlosed Joint-Stock Company “Interfax”.

Адрес: 127006, г. Москва, Первая Тверская-Ямская ул., 2, стр. 1, e-mail: agratin@interfax.ru.

Address: 127006, Moscow, First Tverskaya-Yamskaya Str., 2, bldg. 1, e-mail: agratin@interfax.ru.

 

УДК 025.2:025.21:070.44

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован